frrb (frrb) wrote,
frrb
frrb

Интервью с победителем международной олимпиады по физике - 2013

Есть разные точки зрения на победы и достижения детей. Кто-то считает, что любая победа должна непременно приносить какие-либо материальные блага - призы, подарки, льготы. Другие, к которым и я себя отношу, считают, что финансовая составляющая побед - не самое главное. Главное - ощущение победы, что ты круче всех, что ты добился больше всех, что тебя уважают за твои достижения, ощущение того, что ты смог познать что-то значительно лучше других. Именно это подвигает на дальнейшие свершения, а уж никак не премия президента, которая является просто приятным дополнением. Вспомним пост про то, нужна ли школьнику золотая медаль, мнения разделились, многие сказали что не нужна. Здесь - тоже самое, только рангом на порядки выше. Но смысл не меняется. Как думаете, имеет ли смысл усиленно трудиться несколько лет, идти к этой победе, если материальных благ она не принесет?

А это интервью с победителем IPhO-2013 Иваном Масловым.

Оригинал взят у shtab31в Самое важное - это путь к победе, а не сама медаль
Интервью с Иваном Масловым, выпускником 31-го лицея, выигравшим "золото" на 44-ой международной олимпиаде по физике среди школьников в Копенгагене.



Впервые принимаете участие в соревнованиях международного уровня? Какие этапы надо пройти, чтобы попасть на международную олимпиаду?

- Первая моя «рабочая» поездка за границу не связана с физикой: команда по (спортивному) «Что?Где?Когда?» и я как один из её членов поехали в Белорусь, в Гомель, на чемпионат Европы среди школьных команд. Выступили мы в сравнении с другими командами, конечно, довольно посредственно, но, как и другие поездки на такого рода состязания, эта оставила много довольно колоритных воспоминаний.

В прошлом году я принял участие в международном конкурсе научных работ по физике “First Step to Nobel Prize in Physics” – закончилось все поездкой в Варшаву, где я прожил месяц, один из самых насыщенных в моей жизни, наблюдая за работой принимающего института. Одного человека из научной группы, к которой я был прикреплен, сделавшего там для меня очень много, я встретил пару дней назад в Копенгагене – он, как оказалось, уже много лет занимается подготовкой сборной Польши.

В остальных поездках я принимал участие уже как кандидат в команду России на Международную олимпиаду: побывал на соревнованиях в Якутии, Румынии, Индонезии… Наши руководители старались, чтобы за год мы накопили опыт, необходимый для участия в заключительной, Международной олимпиаде. Всему этому, конечно, предшествовали национальные соревнования (Всероссийская олимпиада школьников) и учебно-тренировочные сборы, на которых определялся состав сборной: сначала кандидатами были 24 призера всероссийской олимпиады, после летних сборов осталось 16, после осенних – восемь; определившимся составом мы уже ездили на международные соревнования.

- Что даёт такая серьёзная победа? Как может пригодиться в дальнейшем?

- Этот вопрос часто звучит в среде связанных с олимпиадным движением людей. Есть много мнений на этот счет, так что мой ответ будет априори очень субъективным. Мне кажется, что сама медаль ничего не приносит своему обладателю: да, это довольно престижно, у тебя появляется возможность вписать новую строчку в свое портфолио, но очень немного говорит о тебе даже посвященному человеку эта строчка. В вузе она не нужна (поступление обеспечено прошлыми успехами), после вуза потеряет свою актуальность – слишком меняется человек; апеллировать к ней, когда дело не касается образования, по-моему, и вовсе безвкусно.

Гораздо важнее, на мой взгляд, тот путь, который ты проходишь перед соревнованием и во время его, тот опыт, который ты получаешь… Здесь у каждого своя история, и если собрать какие-то общие качества «среднестатистического олимпиадника», это будет очень далекий от реальности, от каждого внесшего в общую копилку свои черты образ. Участвуя в этой гонке, ты получаешь возможность работать с лучшими преподавателями, общаться с сильными товарищами-конкурентами, узнавать, какие книги нужно читать, над какими темами работать, у тебя появляется шанс посетить много интересных мест в разных частях мира, прикоснуться к разным стилям жизни, повысить свой навык в обращении с иностранным языком, завести интересные знакомства, научиться самостоятельно решать какие-то организационные проблемы, работать в команде (хотя олимпиада и личная, сборная – это всегда команда)… По сравнению с этим то, что ты получаешь вместе с медалью, выглядит довольно суетно.

- Говорят, на финишной прямой спортсмен сам может подвести себя: стушеваться и проиграть. А как дело обстоит в интеллектуальных состязаниях? Что может помешать и, наоборот, помочь?

- Здесь, как и в любом деле, есть своя кухня: есть очень прозаические вещи, есть тонкости, есть совершенно неповторимые открытия и состояния, однажды столкнувшись с которыми, очень долго пытаешься повторить. В этом физика близка к шахматам, если верить Набокову. Очень много неестественности возникает из-за особого олимпиадного формата задач: часто это совсем не та элегантная физика, к которой ты внутренне стремишься – иногда нужно преодолеть пренебрежение к рутине и сосредоточиться, чтобы не сделать досадных вычислительных ошибок; иногда приходится перешагивать через какие-то спорные моменты, принимать интуитивные решения – игра диктует тебе правила, и их нужно принять… Есть много типовых ошибок: можно просидеть над одной задачей пять часов - а можно её пропустить и набрать больше баллов в других задачах; можно прочитать в ночь перед туром параграф из учебника по теме, о которой ничего не знаешь, и искать в задачах элементы из этой темы, пусть даже их там нет – а можно расслабиться (тоже опасно), упустить момент, когда нужно собраться, и потерять рабочий темп… Собственный стиль и ритм приходит с опытом, и важно пользоваться любой возможностью его получить: находить и читать «правильную» литературу, ездить, если это возможно, на олимпиады, в выездные школы, которые сейчас играют большую роль в подготовке. Не нужно, однако, забывать, что цель всего происходящего – не в получении баллов. Нужно помнить, зачем ты в Это ввязываешься.

- Что интересует помимо физики?

- Мне интересно наблюдать, как человек растет: какими путями идут мои друзья, какие черты в них обостряются, от чего им приходится отказаться… Интересно, к чему люди стремятся и как объясняют себе тягу к этому «чему-то». Интересно, как люди воспринимаю красоту… Эти вопросы во многом, наверное, определяет круг моих интересов. Мне повезло встретить много разных людей, зашедших довольно далеко, каждый в своем направлении, и невольно я пытаюсь найти в себе что-то похожее на их святыни. Меня привлекает классическая литература и формы, которые принимает современная, люблю сходить иногда, хоть нечасто это получается, в театр, люблю разговоры с друзьями...

- Куда планируете поступать после окончания школы?

- В Московский физико-технический институт, подобно многим вовлеченным в олимпиадное движение. Я очень часто имел дело с его преподавателями за последние годы и не хочу, чтобы эта связь оборвалась. Кроме того, почти все мои знакомые-коллеги идут туда, так что и компания обещает быть стоящей.

- В физике есть место творчеству?

- Думаю, да. Об этом сложно говорить беспредметно, но мне очевидно, что почти все ключевые идеи были получены не дедуктивно, а в результате творчества, огромной работы с образностью на грани понимания и непонимания… озарения, может быть… Вспоминаются слова Изи Кацмана (которые я не могу корректно воспроизвести) о том, что самые важные идеи не ждут своих первооткрывателей на кончиках виноградной лозы рассуждения – они рождаются из праздного застольного чудачества. От себя добавлю, что, начавшись с чудачества, идеи находят себе воплощения отнюдь не праздные.


Оригинал статьи: http://lentachel.ru/articles/25694

Всем удачи!
Tags: Международные олимпиады, олимпиады школьников, школа
Subscribe
promo frrb march 20, 2014 14:08 103
Buy for 10 tokens
Есть такой анекдот: Приходит гаишник к начальнику - "У меня сын родился!" Начальник - "Возьми знак "40" и поставь где хочешь!" И ладно, если бы наши делали хотя бы так, т.к. если есть знак и ты его проигнорировал - это одно, а если знака нет? В общем, дело было…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 22 comments